Особенности железнодорожной медицины - ЧУЗ "Больница "РЖД-Медицина" города Уссурийск"

Особенности железнодорожной медицины

Особенности железнодорожной медицины

Пятница,  1  Август  2014

Обеспечение безопасности движения поездов входит в число приоритетных задач ОАО «Российские железные дороги», на врачей НУЗ УБ на ст. Уссурийск возложена большая ответственность. От их знаний и опыта зависит не только здоровье работников железной дороги, но и жизнь пассажиров, сохранность грузов и подвижного состава.

Человеческий фактор
- К состоянию здоровья работников, непосредственно связанных с движением поездов, предъявляются определенные требования, утвержденные ведомственными приказами. Медицинская составляющая безопасности движения включает несколько направлений, - рассказывает заведующая отделением медицинской профилактики, председатель ВЭК Т.А. Моргачёва. – Одна из задач нашей службы – проведение обязательных медицинских осмотров и осуществление экспертизы профпригодности поступающих на предприятия железнодорожного транспорта и работников, обеспечивающих движение поездов и подвергающихся воздействию опасных и вредных производственных факторов. Наша цель - исключить заболевания и состояния, которые могут повлиять на безопасность перевозочного процесса, т.е. снизить риск возникновения чрезвычайных происшествий из-за человеческого фактора. Для этого большое внимание уделяется профилактике внезапной смерти работников, осуществляется наркологический контроль и психофизиологическое сопровождение.
- Татьяна Александровна, в чем заключается специфика работы железнодорожного врача?
- Помимо полноценных знаний по основной специальности, нашим докторам необходимо ориентироваться в особенностях медикаментозной коррекции различных патологических состояний, учитывать влияние лекарственных средств на профессионально значимые функции организма. Дело в том, что прием некоторых препаратов ведет к изменению поведения, головокружению, нарушению координации движения, снижает концентрацию внимания, слух, зрение. Такие препараты нельзя, например, принимать машинистам и лицам других профессий, которым требуется быстро переключать внимание и быть готовым к экстренным действиям. Поэтому мы проходим регулярное обучение на кафедре железнодорожной медицины РАПС в г. Москве. Еще одна особенность нашей работы – сложность диагностики. К сожалению, иногда пациенты сознательно скрывают свои заболевания, не жалуются, боясь потерять работу. Поэтому диагностика базируется на результатах объективного осмотра и данных лабораторных и инструментальных исследований.

Во время медицинских осмотров мы не только проводим врачебную экспертизу профпригодности, т.е. признаем работника годным или не годным к профессии, но самое основное –своевременно диагностируем заболевания и фоновые состояния, чтобы иметь возможность в полном объеме провести профилактику и лечение для сохранения здоровья и профессионального долголетия работников. Специалисты делают все возможное, чтобы уменьшить дефицит кадров в отрасли, сохранить опытных специалистов. Для этого в нашем учреждении имеется все необходимое, внедрены и успешно используются высокотехнологичные методы диагностики и лечения.

Кроме того, совместно с психологами мы разработали коррекционную программу для работников локомотивных бригад. Она позволяет устранить медицинские и психологические последствия различных стрессовых ситуаций, вернуть железнодорожника в строй, не отрывая от исполнения прямых профессиональных обязанностей. Работают также коррекционные программы для людей с гипертонической болезнью, сенсоневральной тугоухостью, позволяющие добиться стабильного течения заболевания.

- Не секрет, что медицинские учреждения округа испытывают кадровый голод. Как этот вопрос решается в вашем лечебном учреждении?
- Эта проблема остро стоит и перед нашим лечебным учреждением. К сожалению, приток молодых специалистов с каждым годом уменьшается. Однако администрация больницы делает все возможное для их привлечения: по возможности решает социальные вопросы, предоставляет служебные квартиры, оплачивает обучение и переобучение специалистов, приобретает передовое медицинское оборудование (техническая база постоянно обновляется), позволяющее применять новейшие технологии, улучшает условия работы.

Как результат – сложившийся профессиональный коллектив, успешно выполняющий свою основную задачу – оказание лечебно-профилактической помощи в оптимальном объеме и адекватном качестве. Особо хочется отметить таких врачей-специалистов ВЭК, как С.А. Скибицкая, Л.Ф. Морозова, Н.А. Нестерова, В.А. Нелипа, А.В. Приступ, Р.И. Кан, А.И. Тарасенко; цеховых терапевтов: В.В. Шутову, Т.А. Коробову, Н.Н. Кузменко, Р.П. Лобач; врачей отделения функциональной диагностики и клинической лаборатории: Р.А. Чемерко, Н.И. Шевченко, Ж.Н. Радченко, О.В. Чабанову, Е.Ю. Клименко, С.Б. Мурадову, С.П. Королеву, Н.В. Костырину, О.И. Борисенко, Е.А. Фокину.

- При прохождении медицинских комиссий работники обычно теряют много времени, просиживая в очередях к специалистам...
- У нас эта проблема решена. Нам удалось создать комфортные условия для железнодорожников, минимизировать время, затрачиваемое на прохождение ВЭК. Используя опыт других медицинских учреждений ДВЖД, мы ввели предварительную запись по телефону к цеховому терапевту для подготовки к медицинскому осмотру и непосредственно запись на ВЭК, что позволило сократить время, затрачиваемое работниками на получение документов в регистратуре. С февраля 2014 г. после проведенного ремонта все специалисты ВЭК размещены в отдельном крыле на втором этаже поликлиники. Удобно и пациентам, и врачам. Для линейных работников организован пансионат.

Все под контролем
- Несмотря на все проводимые реформы, железнодорожная медицина сохранила свою профилактическую направленность. А основной ее компонент - динамический контроль за состоянием здоровья работников, позволяющий на самых ранних стадиях диагностировать заболевания, - говорит цеховый врач-терапевт высшей категории Валерия Васильевна Шутова. - Поэтому так важны обязательные предрейсовые осмотры работников локомотивных бригад, во время которых удается выявлять скрыто протекающие заболевания еще в начальной фазе.
Локомотивное депо станции Уссурийск является ведущим предприятием железнодорожного узла. Кабинет предрейсового осмотра в здравпункте работает круглосуточно, в нем постоянно находится фельдшер. Кроме того, на линии функционируют еще 11 кабинетов ПРМО.

- Что входит в обязанности цехового врача?
- В отличие от участкового терапевта, цеховый должен знать особенности технологического процесса в обслуживаемых им цехах, неблагоприятные факторы и профессиональную патологию, связанную с производством.

Моя задача – сохранить здоровье работников отрасли, своевременно провести экспертизу профессиональной пригодности, изучить и устранить негативное воздействие вредных факторов на организм. Как врач, занимаюсь лечебной, санитарно-просветительской работой. Участвую в проведении медосмотров граждан, работающих на моем участке, а также поступающих на работу.

Тесно взаимодействую с администрацией и профкомом депо. Мы совместными усилиями разрабатываем мероприятия, способствующие снижению заболеваемости. Решаем вопросы рационального трудоустройства.

- Какими инновационными инструментами вы пользуетесь в своей работе?
- В первую очередь автоматизированной системой предрейсового осмотра - АСПО. Она предназначена для проведения измерения и анализа показателей работы сердечно-сосудистой системы, определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, проведения комплексной оценки и мониторинга функционального состояния и здоровья работников локомотивных бригад. Если имеются малейшие отклонения – человека в рейс не допустят.

Измерительно-аналитические терминалы установлены почти на всех станциях и объединены в единую сеть. Созданная база данных позволяет контролировать функциональное состояние подопечных, проводить профилактические мероприятия, при необходимости вовремя ставить их на диспансерный учет и представлять на досрочную ВЭК.

АСПО позволяет выделить работников с группой повышенного риска – тех, кто с высокой вероятностью может совершить ошибочные действия по причине неудовлетворительного функционального состояния или плохого самочувствия. Недопущение их в рейс значительно снижает вероятность аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором, уменьшается количество случаев внезапной смерти.

Цеховые терапевты совместно с психофизиологами имеют возможность анализировать мониторинг результаты предрейсовых обследований и заблаговременно выявлять работников с симптомами депрессивных, стрессовых состояний или на стадии предболезни. Могут при помощи лечебных и коррекционных мер предупреждать развитие опасных заболеваний, предотвращать их обострение.

- Работники локомотивных бригад чаще остальных попадают в стрессовые ситуации (наезды, ЧП). Кто следит за их психологическим здоровьем?

- В больнице функционирует психофизиологическая лаборатория. Четыре психолога проводят первичный профессиональный отбор и ведут сопровождение железнодорожников – периодическое обследование. При необходимости проводится курс психокоррекции.

Уникальный опыт
Основы организации лечебного дела на железнодорожном транспорте определены многолетней историей. За 170 лет накоплен богатейший практический опыт.

Поскольку человеческий фактор играет важнейшую роль в обеспечении безопасности движения, то и цель железнодорожной медицины - контроль здоровья работников транспорта в соответствии с установленными требованиями. Это особенно актуально в связи с переходом на высокоскоростное, высокоинтенсивное движение поездов.

Человек – основа любой системы. Нередко от правильности его действий зависят жизнь и благополучие других людей. Поэтому железнодорожные врачи считают: очень важно изменить отношение работников к своему собственному здоровью, повысить дисциплину, создать дополнительную мотивацию к ведению здорового образа жизни и выполнению врачебных рекомендаций. И это касается не только работников транспортной системы.

НУЗ УБ на ст. Уссурийск не является закрытым ведомственным учреждением. За медицинской помощью сюда могут обратиться все нуждающиеся в консультации и лечении. Действуют договоры, заключенные с предприятиями города, фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими компаниями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования.

Вопросу обеспечения медицинской составляющей безопасности движения поездов уделено большое внимание в одобренной Правительством РФ «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».

Газета "КОММУНАР" Четверг, 31 июля 2014г.
ИДА КИМ. Фото автора.

Возврат к списку